Определения Московского городского суда


2010 кассация
2011 кассация
2012 кассация
2012 апелляция
2013 апелляция
2014 апелляция

Word
Судья суда первой инстанции
Мрыхина О.В. Дело № 11-7438

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2013г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Налимовой Т.Л.
судей Федоровой Е.А., Артюховой Г.М.
при секретаре Шаровой Н.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Налимовой Т.Л.
дело по апелляционной жалобе представителя Мажаевой Н.И. по доверенности Бельченкова Д.Г. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 24 октября 2012г., которым постановлено:
Восстановить Ромашенкову ВЮ срок для принятия наследства, открывшегося после смерти двоюродного брата Ромашенкова ИА, умершего **** года, проживавшего по адресу: г. ***
Признать Ромашенкова ВЮ принявшим наследство, открывшееся после смерти Ромашенкова ИА, умершего ****года, проживавшего по адресу: ****
Восстановить Комарову ВВ срок для принятия наследства, открывшегося после смерти двоюродного брата Ромашенкова ИА, умершего ****года, проживавшего по адресу: г. ****
Признать Комарова ВИ принявшим наследство, открывшееся после смерти Ромашенкова ИА, умершего *** года, проживавшего по адресу: ****
Определить доли Ромашенкова ВЮ, Комарова ВВ, Шеховцовой ЛИ, Ромашенковой ВИ, Шамшевой ЛИ, Мажаевой НИ в наследственом имуществе, открывшемся после смерти Ромашенкова ИА, умершего ****года - по 1/6 доли за каждым.
Признать право собственности Ромашенкова ВЮ на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** в порядке наследования по закону с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать право собственности Комарова ВВ на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** в порядке наследования по закону с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Комарова ВВ государственную пошлину в доход государства в размере *** руб. *** коп.,

УСТАНОВИЛА:

Истец Ромашенков В.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам Шеховцовой Л.И., Ромашенковой В.И., Шамшевой Л.И., Мажаевой Н.И. о восстановлении срока для принятия наследства после смерти ***. Ромашенкова ИА, признании принявшим наследство и признании право собственности на 1/6 долю квартиры, расположенной по адресу**** в порядке наследования по закону после смерти двоюродного брата Ромашенкова И.А. Исковые требования мотивировал тем, что после смерти Ромашенкова И.А. открылось наследство в виде квартиры по вышеуказанному адресу, наследников первой и второй очереди к имуществу умершего нет. Кроме него, наследниками третьей очереди по закону являются его тети Ромашенкова В.И., Мажаева Н.И., Шамшева Л.И., Шеховцова Л.И. и двоюродный брат Комаров В.В. Все тёти обратились в установленный законом срок для принятия наследства после смерти Ромашенкова И.А., он с таким заявлением к нотариусу не обратился, поскольку на похоронах со слов тёти Мажаевой Н.И. и её дочери О ему стало известно о том, что Ромашенков И.А. оставил распоряжение в отношении своего имущества в пользу О. С родствениками у него всегда были хорошие отношения, сомневаться в достоверности данной информации оснований не было. В конце марта 2012г. от двоюродного брата Комарова В.В. узнал, что тёти оформляют наследство после смерти Ромашенкова И.А., понял, что никакого завещания нет, был введен родствениками в заблуждение относительно его наличия. Истец полагает, что пропустил установленный законом срок для принятия наследства по уважительным причинам, в связи с чем, он подлежит восстановлению.
Третье лицо Комаров В.В. также обратился в суд с иском к ответчикам Шеховцовой Л.И., Ромашенковой В.И., Шамшевой Л.И., Мажаевой Н.И., Ромашенкову В.Ю., просил восстановить срок для принятия наследства после смерти двоюродного брата Ромашенкова И.А., признать его принятившим наследство после смерти последнего и признать право собственности на 1/6 долю квартиры по адресу: ***** в случае включения в число наследников его брата Ромашенкова В.Ю., в противном случае, просил о признании за ним права собственности на 1/5 долю указанной квартиры. В обоснование заявленных требований указал, что со слов двоюродного брата Ромашенкова В.Ю. ему стало известно, что умерший оставил завещание в пользу двоюродной сестры Зорькиной О, сам он на похоронах не присутствовал, постоянно проживает на территории другого государства, является пенсионером, не имел возможности в течение шести месяцев приехать в г. Москву.
Истец Ромашенков В.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, против удовлетворения требований Комарова В.В. не возражал, полагая, что последний пропустил срок для принятия наследства по уважительным причинам.
Ответчик Шамшева Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена, ранее в судебном заседании против удовлетворения требований Ромашенкова В.Ю. и Комарова В.В. не возражала, о чем также представила письменные заявления.
Ответчики Ромашенкова В.И., Шеховцова Л.И. в судебное заседание не явились, извещены, в адресованных суду заявлениях выразили согласие на включение Ромашенкова В.Ю. и Комарова В.В. в число наследников и на восстановление последним срока для принятия наследства, признание за ними права собственности, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Мажаевой Н.И. по доверенности Бельченков Д.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных Ромашенковым В.Ю. и Комаровым В.В. требований возражал, полагая, что законных оснований для восстановления срока для принятия наследства не имеется, поскольку он пропущен по неуважительным причинам.
Третье лицо Комаров В.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, против удовлетворения заявления Ромашенкова В.Ю. не возражал.
Третье лицо нотариус г. Москвы Чернявский О.В. в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Москве, ДЖП и ЖФ г. Москвы в судебное заседание не явились, извещены, мнения по искам не представили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Мажаевой Н.И. по доверенности БельченковД.Г. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание третье лицо, заявляющее самостоятельные требования Комаров В.В., ответчики Шеховцова Л.И., Ромашенкова В.И., Шамшева Л.И., Мажаева Н.И., представители третьих лиц Управления Росреестра по Москве, ДЖП и ЖФ г. Москвы, третье лицо нотариус г. Москвы Чернявский О.В. в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Мажаевой Н.И. по доверенности Бельченкова Д.А., истца Ромашенкова В.Ю., действующего также в интересах третьего лица Комарова В.В., объяснения представителя ответчиков Ромашенковой В.И., Шеховцовой Л.И., Шамшевой Л.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене состоявшегося по делу решения по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона (части 1, 2 статьи 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия полагает, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с положениями ст. 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
В силу п. 1 ст. 1154 Кодекса наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***г. умер Ромашенков И.А. После его смерти открылось наследство в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***
Наследников первой и второй очередей к имуществу умершего нет.
Наследниками третьей очереди по закону к имуществу умершего являются его тёти: Шеховцова Л.И., Ромашенкова В.И., Шамшева Л.И., Мажаева Н.И., а также по праву представления двоюродные братья - Ромашенков В.Ю. и Комаров В.В.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Наследники по закону к имуществу умершего Ромашенкова И.А. - Мажаева Н.И., Ромашенкова В.И., Шамшева Л.И. и Шеховцова Л.И. обратились в установленный законом шестимесячный срок с заявлением к нотариусу для принятия наследства, в то время как истец Ромашенков В.Ю. и третье лицо Комаров В.В., также являющиеся наследниками по закону третьей очереди к имуществу умершего Ромашенкова И.А., о своем намерении принять наследство после смерти наследодателя в установленный законом срок не заявили.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя заявленные Ромашенковым В.Ю. и Комаровым В.В. требования, суд первой инстанции счел, что установленный законом срок для принятия наследства последними пропущен по уважительной причине.
В подтверждение правильности своего вывода суд указал, что пропуск срока для принятия наследства был обусловлен полученной Ромашенковым В.Ю. и Комаровым В.В. информацией о наличии завещания, оставленного Ромашенковым И.А. в пользу дочери Мажаевой Н.И. - Зорькиной Ольги. Также суд сослался на то, что сама Мажаева Н.И. в заявлении о принятии наследства сведений о наличии иных наследников к имуществу умершего не указала, а нотариус г. Москвы Чернявский О.В. об открытии наследства Ромашенкова В.Ю. и Комарова В.В. не извещал.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям, по поводу которых возник спор.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 мая 2012г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (п. 40), требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
Таким образом, только при доказанности всей совокупности вышеназванных фактов и обстоятельств требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство подлежат удовлетворению.
Указанное суд учтено не было.
Между тем, Ромашенков В.Ю., равно как и Комаров В.В., знали о смерти Ромашенкова И.А., с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок не обратились, доказательств уважительности пропуска срока, применительно к требованиям ст. 205 ГК РФ, не представили, сведения о наличии завещания не проверяли, определенной заинтересованности не проявляли.
При этом судебная коллегия отмечает, ее дочь ответчика Мажаевой Н.И. - Зорькина О.Е., допрошенная в качестве свидетеля, не утверждали о наличии завещания наследодателя и не предъявляли его, ее сведения носили предположительный, вероятностный характер, что само по себе не лишало Ромашенкова В.Ю. и Комарова В.В. возможности обращения с заявлением о принятии наследства.
Не являются, в силу требований закона, поводом для восстановления срока для принятия наследства и иные обстоятельства, на которые сослался суд.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Ромашенкова В.Ю. и Комарова А.В. в полном объеме.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Головинского районного суда г. Москвы от 24 октября 2012г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ромашенкова ВЮ к Шеховцовой ЛИ, Ромашенковой ВИ, Шамшевой ЛИ, Мажаевой НИ о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшими наследство, признании права собственности и в удовлетворении исковых требований Комарова ВВ к Шеховцовой ЛИ, Ромашенковой ВИ, Шамшевой ЛИ, Мажаевой НИ, Ромашенкову ВЮ о восстановлении срока для принятия наследства, признании принявшими наследство, признании права собственности на долю наследуемого имущества отказать.

Председательствующий:

Судьи: